Для эксперимента были отобрано несколько открытых и закрытых локусов, «озвученные», согласно актуальным мифологическим представлениям местных жителей, звуковым поведением нечеловеческих субъектов.
В большинстве рассматриваемых случаев агентность нечеловеческого субъекта сведена к функции, предикативному описанию мифологического персонажа в нульморфной ипостаси, либо субъектом звукового поведения является сам «беспокойный» локус, а именно:
— старинный марийский дом, построенный с недопустимыми ритуальными нарушениями (матица и потолочные доски были взяты от ещё более старого дома-предшественника);
— «чёртова дорога», священные рощи (керемети) и деревья на марийском севере Нижегородской области;
— реликты мифо-ритуальной системы другого финно-угорского народа (эрзя) на юге Нижегородской области: некоторые источники, «череватовский вяз» и почитаемая более века назад роща Дуброво.
Настойчивость мифологических нарративов, навязывающих звуковую активность этих локусов, а также неоднократный личный опыт чужаков – фольклористов и этнологов, вторгающихся в эти, чуждые им культуры, но культурно индуцируемые и частично доместицируемые в результате длительного взаимодействия в поле – всё это привело к идее серии экспериментальных записей. Помимо контрольных записей (в обычных деревенских домах и перелесках) и длительной звукозаписи тишины без наличия людей и электроприборов был поставлен эксперимент и с коммуникативной составляющей – с озвучиванием кратких стандартизированных «опросников» из шести предложений на эрзянском и северо-западном наречии марийского языка.
Результат воздействия звуковых вибраций адресанта на акустическое окружение изучаемых локусов фиксировался на профессиональный цифровой рекордер Zoom h6 в виде звукового файла формата Wav с частотой сэмплирования 96 khz и разрешением 24 b.
В результате анализа частотных характеристик файлов в звуковом редакторе DAW (Cubase 10 pro) предложены следующие основные интерпретативные стратегии:
— «Гипотеза частотно-резонансного взаимодействия» благодаря особенности материалов, поверхностям и пр. исследуемых локусов;
— «Гипотеза непредсказуемых ситуативных эффектов» наложения волн, образуемых в доме электроприборами, счётчиком, электропроводкой;
— «Эзотерическая гипотеза»: звуковое поведение агентов, обозначенных мифологическими нарративами (природные духи, посмертные ипостаси живших здесь людей и пр.);
— «Гипотеза локальной акустической памяти» невыясненной этиологии: фиксируемые акустические феномены включают в себя речевую форманту с местными диалектными особенностями и отсылкой на связанные с местом события.
Сессия пройдёт в Москве в галерее ГРАУНД Солянка (ул. Солянка д. ½, стр. 2. м. Китай-Город) и в Санкт-Петербурге в Музее звука (Лиговский пр. 53, Музейный флигель, 3-й этаж), а также онлайн.
Посещение мероприятия офлайн в галерее ГРАУНД Солянка по входному билету в галерею. Купить "билет на все выставки" можно здесь.
Для участниц и участников конференции вход на вечернюю встречу бесплатный.
Вход на встречу в Музее звука бесплатный.
Данные для подключения к вебинару будут отправлены за час до начала мероприятия на адрес почты, указанный при регисртрации.
Информация о конференции "Полевые записи звука: музыка, речь, ландшафт": http://zzvuk.org
Полная программа конференции: http://zzvuk.org/?page_id=611
До скорой встречи!
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.